Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Причины возникновения заболеваний заключены в негативном влиянии внешней среды, отягощенной наследственности, неудовлетворительных социальных условиях. Так, В. П. Петленко предлагает распределить факторы, определяющие здоровье, по их влиянию следующим образом:
- человеческий фактор — 25 %;
- экологический фактор — 25 %;
- социально-педагогический фактор — 40 %;
- медицинский фактор — 10 %.
Для школьников социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов:
- существующие классно-урочные технологии обучения;
- педагогический стиль работы учителя;
- реализация воспитательной установки на ЗОЖ, предполагающей соответствующую организацию образовательного пространства жизнедеятельности школы;
- организация и характер психологической поддержки;
- организация и характер медицинской помощи;
- санитарно-гигиенические условия обучения
На здоровье детей влияет длительное воздействие социально-экономических и экологических факторов. К школьным факторам она относит:
- интенсификацию учебного процесса;
- стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей,
- недостатки в существующей системе физического воспитания
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
- проводит медицинский осмотр школьников;
- доводит до сведения педагогического коллектива школы результаты медицинского осмотра и медицинские рекомендации;
- ведет медицинскую документацию, установленную МЗ РФ;
- информирует в установленные сроки о необходимости проведения в РФ профилактических прививок согласно календарю вакцинации;
- контролирует сроки непосещения школы больными учащимися;
- информирует родителей учеников (лиц их заменяющих) о заболеваниях;
- подготавливает медицинские карты учащихся на летние каникулы;
- осуществляет медицинский контроль за организацией питания, а также за санитарно-гигиеническими условиями обучения учащихся;
- контролирует соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
- ведет наблюдение за бывшими в контакте инфекционными больными;
- проводит работу по профилактике травматизма, учету всех случаев травм;
- проводит занятия с учащимися по оказанию первой медицинской помощи и правилам личной гигиены;
- ведет учет и хранение медицинского инвентаря, медикаментов, следит за своевременным их пополнением и сохранность;
- работает по графику, утвержденному директором школы;
- взаимодействует в процессе своей деятельности с педагогическим, административным и обслуживающим персоналом.